Гольф-свинг: Научиться быть учеником 05 май, 2016

 

Многие великие гольфисты и великие гольф-тренеры, посвятившие всю свою жизнь игре в гольф, называли себя "вечными учениками гольфа". Удивительно, неправда-ли! Как о многом это говорит! Как неожиданно эта фраза характеризует её авторов! И даже если в этих словах ,возможно, чувствуется излишняя скромность и высочайшие критерии, которые предъявляют к себе элитные игроки и тренеры, гольфист со стажем понимает, что игра в гольф настолько глубока и многопланова, что до конца постичь её практически невозможно.

Ну а гольф-свинг? Можно ли его постичь до конца? Раз и навсегда овладеть "инструментом" игры в гольф и "забыть" про него, сосредоточив всё своё внимание на самой игре в гольф? Если учесть, что даже Тайгер Вудз (и не только он) продолжает по сей день, условно выражаясь, брать уроки свинга, то вывод напрашивается сам собой. А ведь Тайгер - лучший гольфист всех времён и народов, гений гольфа (несмотря на явный спад в его гольф-карьере)! Что уж говорить о нас грешных. Похоже, нам сам Бог велел всю жизнь постигать премудрость удара по мячу, так и не познав истинного удовольствия от игры и от её глубинного смысла. Для многих из нас свинг и есть сама игра в гольф, так как продолжает оставаться самой большой трудностью, задачей/проблемой номер один. Мы осваиваем его на драйвинг рэйндже, мы продолжаем работать над ним во время игры на гольф поле, мы пытаемся узнать о нём что-то новое, что поможет нам его улучшить. Мы безмерно счастливы, когда он, неизвестно почему, начинает "работать" и безмерно же несчастны, когда он, опять-таки неизвестно почему, "работать" перестаёт. И если мы готовы принять факт, что свинг может "не работать", мы с трудом миримся с фактом, что мы не знаем почему он вдруг "заработал" и почему вдруг перестал. Конечно, этому есть масса причин и объяснений, но первопричина, основа всех остальных - это то, что мы, может быть сами того не подозревая, не умеем быть учениками... учениками гольфа... учениками свинга. Мы не знаем чему и как учиться в гольфе.

"Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как нибудь..." (А.С. Пушкин)

Все возрастные гольф-дебютанты неизбежно становятся на ложный (малоэффективный) путь освоения свинга. К сожалению, этот ложный путь не один и, к ещё большему сожалению, немало зрелых гольфистов, пытаясь добиться прогресса в игре, меняют один ложный путь на другой и продолжают "топтаться на месте". Почему? Главным образом потому, что применяют "детско-юношеский" подход/стереотип к освоению гольфа и свинга. Они, практически, не видят разницы между тем, как они в детстве освоили катание на велосипеде, плавание, пинг-понг, бадминтон и т.д. и гольфом, который они собираются освоить уже в зрелом возрасте (а в том, что касается спорта, зрелый возраст, увы, наступает очень и очень рано). Между тем, и это очевидно, существует фундаментальная психофизиологическая разница между освоением моторных навыков в детстве-юности и во взрослом возрасте.

Не вдаваясь в излишние научные подробности, следует отметить, что специальный отдел головного мозга, ответственный за двигательную деятельность человека, который носит условное название "двигательный анализатор", формируется в возрасте от 0 до 15-16 лет. В этот период все движения человека, которые он пытается освоить и повторяет регулярно, воспринимаются двигательным анализатором как жизненно важные (необходимые для выживания) и в силу этого осваиваются достаточно быстро, хорошо и надолго. Основной метод освоения моторных навыков в этот период времени - это имитация и подражание. Таким образом, уже в 17-18 лет, когда двигательный анализатор полностью сформировался, "детско-юношеский" стереотип освоения моторных навыков перестаёт работать и в силу этого становится ложным/малоэффективным.

Этот факт подтверждается опытом великих ( и не очень) талантливых (и не очень) спортсменов-чемпионов, которые, добившись значительных высот в своём виде спорта (в частности потому, что занимались им с раннего детства), начали заниматься гольфом. И заниматься не просто так, для удовольствия, а именно с целью продолжить свою карьеру спортсмена-профессионала. Таких примеров множество и у нас и за рубежом, но ни одному из этих спортсменов не удалось не то что сделать успешную карьеру гольфиста-профессионала, но даже добиться сколь-либо значимых успехов в гольфе. Несомненно, бывшим спортсменам освоение базовых навыков гольфа даётся значительно быстрее, но и они упираются в "потолок", и довольно низкий, если сравнивать их достижения в гольфе с достижениями в их первоначальном виде спорта. Неужели богатого спортивного опыта, незаурядного спортивного таланта, непоколебимой веры в себя и огромного трудолюбия, которых у выдающихся спортсменов в избытке, не хватает, чтобы преуспеть в гольфе? Ответ очевиден: для того, чтобы преуспеть в гольфе у них есть всё, кроме эффективного метода освоения свинга. Тот способ (главным образом имитация и подражание), который они используют для его освоения уже потерял для них свою эффективность просто потому, что они вышли из возраста, когда эти способы работали. И если вышеупомянутые выдающиеся личные качества и способности бывших спортсменов, всё-таки, позволяют им (далеко не всем и далеко не сразу) выйти на достойный, с любительской точки зрения, уровень игры в гольф, то "среднестатистическому гольфисту" неспорстмену приходится довольствоваться уж совсем малым. Другой вопрос, что и с этим малым "среднестатистический гольфист" получает удовольствие от гольфа и, в большинстве случаев, не рвётся к "высотам спортивного мастерства". Но даже такой гольфист прекрасно понимает, что достигнутый им уровень очень далёк от его потенциала.

Нельзя сказать, что "среднестатистический гольфист-любитель" сразу отказывается от того, чтобы попытаться достичь пределов своего потенциала в гольфе, конечно же нет. Но сделав две-три неудачные попытки (которые во временном плане могут длиться годы), он "опускает руки" и сваливает вину на всё, что угодно, только не на действительную, главную причину своей неудачи, а именно на то, что с самого начала встал на ложный (малоэффективный) путь освоения свинга и гольфа в целом. (На самом деле, проблема здесь немножечко сложней, так как первое: возрастной гольфист, как правило, не подозревает, что он на ложном пути и второе: мало кто из "среднестатистических гольфистов-любителей" имеет конкретное, реальное представление о своём потенциале и о его пределах. Но это - отдельная тема).

Итак, каковы же эти ложные пути, и в чём заключается их малая эффективность?

Путь первый или "Что мне стоит свинг построить, нарисую - буду бить." (Слега изменённая присказка неизвестного автора, но часто приписывается В.Маяковскому)

На этот путь нас толкает наш предыдущий опыт лёгкого и непринуждённого освоения различных игр и видов спорта. Мы встаём на него в самом начале нашего знакомства с гольфом, когда доминирует представление, что гольф - это, по большому счёту, несложная игра, в которую играют пенсионеры-миллионеры и что свинг, и саму игру в гольф, можно достаточно легко и быстро освоить самостоятельно, ну, как тот же пинг-понг или бадминтон - достаточно лишь побольше отбить мячей на драйвинг рэйндже, побольше играть на поле и положиться на свои природные инстинкты, способности и таланты.

На этом пути прозрение у новичка наступает скорее рано, чем поздно. А если не наступает и он продолжает на свой страх и риск "прорубать окно в гольф", то либо привыкает довольствоваться достигнутым, зачастую очень посредственным, уровнем игры, либо вовсе бросает гольф. Полагаю, что, учитывая печальный опыт выдающихся спортсменов, о которых я говорил выше, нет необходимости объяснять, что "среднестатистического" возрастного гольфиста-новичка на пути самостоятельного освоения гольфа ждут жестокие разочарования. Он становится жертвой кажущейся бесхитростности этой игры, коварного заблуждения, что всё в ней лежит на поверхности и не требует каких-то особенных навыков или знаний.

Очень интересный, в этой связи, совет начинающим гольфистам даёт один из самых великих игроков в гольф, Бен Хоган:
"Когда Вы в первый раз берёте в руки гольф-клюшку, чтобы ударить по гольф-мячу, все ваши природные инстинкты, призванные помочь Вам выполнить эту задачу, оказываются непригодными, абсолютно непригодными.
Пойдите наперекор вашим природным инстинктам и делайте прямо противоположное тому, что бы Вам хотелось делать и Вы, возможно, очень близко подойдёте к представлению о том, что такое совершенный гольф-свинг."

Справедливости ради надо отметить, что после тщетных попыток освоить свинг самостоятельно, большинству самоучек всё-таки хватает мудрости обратиться за советом к своим собратьям по несчастью и в этот момент они вступают на второй ложный (малоэффективный ) путь освоения свинга.

Путь второй или "С миру по нитке - голому рубаха." (Русская народная пословица)

Начну я, пожалуй, тоже с цитаты, почти трёхлетней давности, одного из украинских гольфистов, который, желая искренне помочь начинающим, даёт такой совет (основанный, вне всякого сомнения, на его собственном опыте):

"Смотрите ТВ, слушайте друзей-соперников, читайте литературу - книги, журналы, слушайте свое тело. И только так, по крупицам, как пазл, при должном усердии и регулярной практике, "сложите" СВОЙ свинг. (Орфография, пунктуация и курсивы оригинала).

На мой взгляд, совет этот очень показательный, так как именно в соответствии с таким принципом ("с миру по нитке - голому рубаха") выстраивает свой свинг немалое количество взрослых гольфистов-новичков, и не только новичков.

Заметьте, наш советчик указал, как "сложить свой свинг", но не сказал каким он будет, насколько эффективным и какой обеспечит вам счёт (гандикап). Сам этот игрок, кстати сказать, очень любил гольф и прозанимался им лет, эдак, 12-13, но редко "разбивал" 90, а в турнирах, большей частью, делал свыше 100 ударов (а теперь и вовсе бросил гольф). То есть, своим собственным примером он доказал несостоятельность, ложность или малую эффективность такого подхода/пути. В чём же заключается его малая эффективность? Давайте возьмём использованное им сравнение освоения свинга со складыванием пазла.

Все мы знаем, что пазл - это коробка с картинкой, содержащая определённое количество (иногда несколько тысяч) элементов, из которых и нужно сложить эту картинку. Не правда ли правомерная параллель! Действительно, временами возникает такое впечатление, что мы складываем наш свинг словно пазл из многочисленных технических элементов и ощущений. Но, для того, чтобы складывать свой пазл, нужно перед глазами иметь чёткую картинку, а также абсолютно все необходимые элементы. Как правило, у новичка-самоучки нет ни первого, ни второго. Однако, самостоятельные занятия всё-таки не проходят даром и какая-то "картинка" у него всё же складывается, но настолько неполная и убогая, что для того, чтобы заполнить пробелы в этой "картинке", ему и приходится "посматривать ТВ, почитывать книги, пролистывать журналы и испрашивать совета у своих друзей-соперников", чтобы получить недостающие элементы для "складывания" своего свинга.

Здесь вполне закономерно может возникнуть вопрос: "И чем же это плохо?!" Отвечу: "А тем, что из чужих, разрозненных, неподходящих друг к другу элементов сложить свой "пазл", который был бы хоть на что-то похож, абсолютно невозможно".
И вот когда у нашего взрослого гольфиста-любителя вместо красивой "картинки-пазла" получаются "каляки-маляки", сложенные из надёрганных отовсюду советов и идей, обильно "приправленных" своей собственной интерпретацией и ощущениями, у него начинают появляться мысли о том, "а не взять ли пару уроков у профессионала", и он вступает на третий, априори правильный, но, как оказывается впоследствии, если и не ложный, то всё равно малоэффективный путь.

Путь третий или "Я бы в гольф играть пошёл, пусть меня научат."(Слегка изменённая цитата из В. Маяковского)

Здесь сразу необходимо отметить, что этот путь нельзя рассматривать в качестве отдельного пути освоения гольфа, если речь идёт о "паре-тройке" уроков с гольф-про. Так как в этом случае это будет всё тот же тупиковый метод "с миру по нитке - голому рубаха". Просто помимо телевидения (в целом видеоматериалов), журналов, книг, советов друзей-гольфистов, в ваш "пазл" идей и представлений о свинге, личных ощущений, попадают ещё и советы тренера по гольфу. Отдельным, самостоятельным путём его можно считать только в том случае, если уроки с гольф-про носят системный, систематический характер. И так как в современном мире гольфа обучение носит авторский характер (каждый про обучает по своему), то главная задача возрастного гольф-дебютанта заключается в том, чтобы найти себе подходящего тренера и придерживаться его теории и методики ("картинки, пазловых элементиков и системы их складывания "), если,конечно, таковые у него есть.

Однако и это не является гарантией эффективности освоения свинга. Уроки с гольф-про могут оказаться малоэффективными в силу ряда причин, и здесь я намеренно не затрагиваю вопрос о квалификации, педагогических способностях, методиках и опыте гольф-тренеров, так как этот вопрос, так же как и вопрос о потенциале взрослого начинающего гольфиста, - предмет отдельного разговора. Малоэффективными уроки с гольф-про окажутся в том случае, если в их основе лежат имитация и подражание (копирование свингов великих игроков), то есть методика, которая доказала свою эффективность лишь на детях и подростках. А между тем, если вникнуть в суть того, что преподают большинство гольф-тренеров, то становится абсолютно ясно, что это - копирование великих, то есть те же имитация и подражание, приправленные своим опытом (хорошо если успешным), своими индивидуальными ощущениями и своей субъективной интерпретацией фотографий и видеороликов. Печально, что именно такое обучение воспринимается как "правильное", "профессиональное", очень многими возрастными гольф-учениками дебютантами, тем более, если в ходе учебного процесса тренером используются ещё и "навароченные" компьютерные и видео устройства.

Немного отвлекаясь, скажу, что такое оборудование по карману немногим гольф-про и, как правило, они входят в атрибутику полноценных гольф-академий, коих не так уж и много в мире. И раз уж я упомянул гольф академии (подразумевая под этим словосочетанием специализированные центры по всесторонней подготовке гольфистов-спортсменов), то скажу, что они, конечно же, абсолютно не предназначены и не ориентированы на возрастных гольфистов-любителей неспортсменов (по причине бесперспективности последних; такие ученики не прославят, не сделают известной, не будут служить живой рекламой этой академии). То есть, они конечно же с радостью их принимают (деньги нужны всем), но особенно не пекутся об их прогрессе. И сказанное ни в коем случае не значит, что стажировка в такой гольф академии абсолютно бесполезное дело. Конечно же нет! Если бы оно было бесплатным...

Но вернёмся к теме. Итак, уроки с гольф-про, основанные на имитации и подражании, копировании великих/известных/успешных игроков в гольф - малоэффективный путь освоения свинга, главным образом потому, что вы - не они, и всё, что может получиться из такого подражания - это карикатура.

Научиться быть учеником

Если резюмировать всё вышесказанное, то следует сказать, что перечисленные ложные (малоэффективные) пути освоения свинга малоэффективны главным образом потому, что ученики от гольфа стремятся к чему угодно, только не к получению знаний, они готовы имитировать великих гольфистов, повторять показанные тренером движения, падки на случайные псевдосекреты от различных "гуру" гольфа, но абсолютно не готовы воспринимать гольф, как учебную дисциплину, они не готовы быть учениками в академическом смысле этого слова. А между тем первая задача ученика - получить необходимые знания, вторая - превратить эти знания в умения и третья - превратить умения в навыки. Эффективный путь освоения свинга и гольфа в целом проходит именно в этой последовательности: Знания-Умения-Навыки. Это возможно при условии наличия структурированной теории (в идеале в виде учебника - источник знаний), эффективной методики (в идеале в виде методического пособия к учебнику - источник приобретения умений) и упражнений (в идеале в виде специального пособия по организации тренировочного процесса - источник приобретения навыков). И, конечно же, при всём при этом должен быть и профессиональный тренер-преподаватель. В наших условиях (и, как ни странно, в условиях многих и многих зарубежных стран) такое остаётся "мечтой идиота".
Возможно, некоторые посчитают, что такой подход в обучении возрастных гольфистов - "слишком много чести" ; моё мнение: они этого достойны.

Далее я бы хотел поделиться некоторыми мыслями и дать некоторые советы в отношении того, как научиться быть учеником в наших условиях и следовать эффективному пути освоения свинга. Для этого необходимо чётко понимать и уяснить два, часто путаемых, понятия: модель и техника свинга.

Модель и техника свинга или "Я тебе сейчас один умный вещь скажу, только ты не обижайся". (Цитата из к/ф "Мимино")

Возможно некоторые из вас считают, что вообще не пользуются никакой техникой, а просто бьют по мячу, что называется, "как Бог на душу положит". Однако, бить по мячу "как Бог на душу положит" - тоже техника. Ведь техника свинга - это некие движения тела и гольф-клюшки, направленные на то, чтобы ударить по мячу и послать его в цель.

Тот факт, что эти движения Вы ни у кого не подсмотрели и ни от кого не узнали, а делаете их чисто интуитивно, инстинктивно, на основе Вашего собственного представления о том, что необходимо сделать, чтобы ударить по мячу, не имеет никакого значения. Вот это Ваше личное представление о том, что нужно сделать, чтобы ударить по мячу и есть ваша собственная, интуитивная модель свинга, которая и является основой ваших движений, вашей техники свинга.

Таким образом, модель свинга - это Ваше представление о том, что необходимо сделать, чтобы ударить по мячу и направить его в цель. Техника свинга - это конкретные движения тела, направленные на то, чтобы ударить по мячу. То есть ваша техника свинга есть практическое воплощение вашей модели свинга.

И здесь мне бы хотелось обратить Ваше внимание на очень важный психологический, методический и практический момент, связанный с обучением гольф-свингу и его освоением. Обучение гольф-свингу и его освоение - это прежде всего изменение/формирование и совершенствование модели свинга, то есть приобретение, пополнение и структурирование знаний, представлений о том, что нужно сделать, чтобы ударить по мячу и направить его в цель. И в этом смысле освоение свинга есть прежде всего занятие интеллектуальное и уже потом физическое. Степень Вашего мастерства владения свингом и в целом игрой в гольф в громадной степени зависит от того, насколько цельным, структурированным и обоснованным является Ваше представление о том, что нужно сделать, чтобы ударить по мячу, то есть насколько эффективна ваша модель свинга.

Заключение или "Остапа понесло", но он во время остановился.

В заключение мне ещё раз хотелось бы подчеркнуть чрезвычайную важность модели свинга. Причина преждевременного достижения многими взрослыми гольфистами "потолка" своих возможностей, сильно не дотягивающих до их потенциала, во многом кроется в подсознательном (и даже сознательном) формировании неэффективной модели свинга, основанной на изображениях гольфиста-эталона, что в свою очередь ведёт к освоению техники, приоритетом которой являются движения тела (движения, которые подчас не под силу для выполнения взрослым гольфистам).

Да, на сегодняшний день эта модель и техника являются наиболее распространёнными (так как "оправдываются" наличием чемпионов, их практикующих, или даже преподаванием этой модели и техники самими чемпионами). Они сравнительно хорошо работают в детстве и юности, но плохо работают в зрелом возрасте, что доказывается повсеместной практикой обучения гольфу и увеличением "среднего мирового гандикапа" гольфистов.
Развитие этой модели и техники свинга происходит на принципах биомеханики*, то есть физических возможностях спортсмена, которые, как мы знаем увядают сравнительно быстро и в силу этого являются "потолочными".

Есть, однако, и другой, неизмеримо более эффективный, путь: формирование модели свинга, основанной не на "картинке" гольфиста-чемпиона, а на конструкции и свойствах клюшки, которая ведёт к освоению техники свинга, приоритетом которой являются не движения тела, а движения клюшки.
Такой способ формирования модели свинга и соответствующей ей техники происходит на принципах идеомоторики**, то есть на знании, представлении, "видении" движения головки клюшки и работы шафта, и в этом смысле этот процесс неувядаем и "беспотолочен".

*БИОМЕХАНИКА СПОРТА (спортивная биомеханика) — раздел биомеханики, в котором изучают работу биомеханического аппарата спортсмена (БАС), взаимодействия БАС с окружающей средой, спортивным инвентарем, механизмами.

** ИДЕОМОТОРИКА — [от греч. idea идея, образ лат. motor приводящий в движение] совокупность процессов, обеспечивающих объединение представлений о движениях с их реализацией, т.е. переход образов движений в реальное выполнение этих движений.

Категория: Статьи